Племя Веддов



В глубине Шри-Ланки, приблизительно в 60-ти км. восточнее Канди, среди джунглей, до сих пор сохранилось 340 семей, древних племен Веддов, ведущих первобытный образ жизни. В каждом племени имеется вождь, и после недолгих переговоров с ним, можно пройти в деревню и познакомится с укладом их жизни. Племена в основном занимаются охотой и иногда кочуют. Оновным оружием для охоты они используют луки со стрелами, топоры и ножи. Единственная одежда мужчин - набедренная повязка или саронг. Главным продуктом питания является мелкая и средняя дичь - олени, кролики, пернатые. За небольшую плату жители деревни покажут всеразличные церемонии, процедуру разведения огня с помощью двух камней, покажут как происходит охота на животных. Для посещения племени необходим переводчик, владеющий древним языком Веддов (vadi basava), которого можно нанять за 3-5 долларов, в последней сингальской деревне, по дороге к племенам Веддов.
Существуют различные мнения о появлении на острове "диких людей" (Veddas). Одни считают что это "люди пришедшие ниоткуда", другие считают их первыми жителями, попавшими на Шри-Ланку много тысячилетий тому назад. Этнограф Селигманс, изучавший Веддов в 1911 году, классифицировал племена на: "Veddas", "Village Veddas" и "Coast Veddas". При этом только "Veddas" являются "чистыми", истинными Веддами, сохраняющими прежний уклад жизни. По моим наблюдениям истинные Ведды, как и "Village Veddas" и "Coast Veddas", давно уже поддались влиянию цивилизации, но не ассимилировались, а наоборот, на фоне возрастающего туристического бума, приняли единственное правильное решение вернуться к первобытному образу жизни. Следует отметить что посещение племени Веддов обойдется вам в 10-20 долларов,
Ведды - потомки древнейшего коренного населения острова Шри-Ланка. Племена веддов, живших ближе к побережью, давно перешли к земледелию, развили ремесла; многие из них покинули родные места, и лишь племена лесных веддов, насчитывающих сейчас несколько тысяч человек, по-прежнему занимаются в основном охотой и сбором меда.










Мед диких пчел - основной продукт питания веддов. Никто лучше них не знает всех повадок диких пчел. Мед обычно собирают по вечерам. К заранее намеченному месту направляется целая процессия веддов. Впереди идет смуглый юноша - сборщик меда. Пряди его черных, слегка вьющихся волос падают на плечи. К его правой руке привязан двухметровый деревянный шест, оканчивающийся четырьмя зубцами. Слева висит сосуд из оленьей кожи. В левой руке он держит дымящуюся связку зеленых ветвей. По лестнице, сплетенной из тростника, сборщик меда взбирается к улью. Пуская в него дым, он выкуривает пчел, быстрыми точными движениями шеста откалывает соты и бросает их в кожаный сосуд. Требуется акробатическая ловкость, чтобы одновременно собирать мед, обороняться от разъяренных пчел и удерживать равновесие на качающейся лестнице. Искусство добычи меда пользуется у веддов большим уважением. Ему обучают детей с раннего возраста. Уже в 10-11 лет мальчики вместе с взрослыми участвуют в сборе меда. Так как «урожай» меда не одинаков в разные месяцы, то ведды после особо удачного сбора делают запасы и хранят их в своих жилищах.



Жилища веддов крайне простые. Это навесы скал или неглубокие пещеры. Впрочем, в свои жилища ведды забираются только в случае непогоды: они предпочитают проводить время на воздухе. Мед наряду со шкурами убитых животных служит основным средством обмена между веддами и их соседями - сингалезами. Топор, лук и стрелы составляют все вооружение веддов. Время от времени большая группа мужчин отправляется на охоту в горы. У каждого к набедренной повязке привязан небольшой кожаный мешочек с горстью риса, выменянного у сингалезов, и медом. Притаившись в зарослях кустарника, они иногда по нескольку дней следят за жизнью выбранной ими поляны. Ни пчелы, ни птицы сейчас не привлекают их внимания. Они ждут крупной добычи. И вот, наконец, удача! На поляну выходит олень. Уже через несколько минут один из охотников железным наконечником стрелы, которую он держит так, как мы держим карандаш, быстро обрабатывает тушу убитого оленя.
Удачная охота завершается общим торжеством. Под звуки заунывной, однообразной песни ведды, встав в круг, топчутся на одном месте. Лица их суровы и неподвижны. Темп песни постепенно ускоряется, ведды в такт покачивают головами и, кружась, высоко поднимают то правую, то левую ногу. Торжество заканчивается стрельбой из лука.